Итоги недели показали нам, что в сфере аудита пришли большие перемены. Итак перечислим:
Будут созданы новые реестры аудиторских компаний, а саморегулируемая организация будет только одна.
Аудит могут проводить ТОЛЬКО аудиторские компании, индивидуальные аудиторы отстранены.
При проведении обязательного аудита сведения об этом будут заноситься в единый федеральный реестр с информацией о проверяющей аудиторской компании и результатах проверки (достоверности отчетности организации).
Реестр будет составлен для общественно значимых организаций (ОЗО) и будет один «общий», и второй для компаний аудирующих финансовый рынок-банки, инвестиционный компании, страховые компании. Возможности аудиторской компании войти во второй минуя первый нет.
В «общий» реестр смогут войти аудиторские компании, которые имеют в штате по основному месту работы не менее трех аудиторов. С 2023 года этот критерий повысится до 5 человек. В том числе – не менее трех с новым аттестатом и с опытом по ОЗО в последние три года. Эти люди не должны быть ранее замечены в подписании АЗ, признанных ложными. Такой реестр будет вести Минфин.
Для реестра по ОЗО на финрынке критерий по штату – не менее 7 человек, а с 2023 года – не менее 12, для трех из которых соблюдаются указанные выше требования. Этот реестр будет вести ЦБ.
Также убираются перечень сведений, которое должно содержать аудиторское заключение. Появился термин «ненадлежащее Аудиторское заключение» — заключение с ошибочным аудиторским мнением при существенно искаженной бухгалтерской отчетности.
«Отбраковывать» будет Центробанк, равно как и сможет устанавливать дополнительные требования к раскрытию Аудиторского заключения, к стандартам для компаний, работающих на финансовых рынках. Оспорить решение Банка России можно будет только в суде.
Вводится понятие «руководитель аудита» — это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.
Новой статьей закона будут установлены обширные требования к руководителю аудита общественно значимой организации, в том числе к опыту работы и к обучению. Кроме того, указаны условия, при которых аудитор не может быть таким руководителем — например, если он имеет неснятую судимость по умышленным преступлениям.
Из поправок касающихся саморегулируемой организации (СРО) убрали критерии по численности членов, но, по сути, останется только одна, т.к. везде в законе упоминания в единственном числе, а также СРО должна включать членов, охватывающих в совокупности более 50% рынка аудиторских услуг за предыдущий год. Этот показатель будет рассчитываться по данным статистики.
Данный объем обеспечивают компании «большой четверки» — (Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG). Значит СРО сохранит свой статус даже если в нее будут входить только эти компании. Другие компании даже если объединятся не смогут создать свою СРО.
Что теперь относится к общественно значимым организациям:
— ПАО;
— организации, ценные бумаги которых допущены к торгам, или отчетность которых включается в проспект;
— кредитные организации, включая головные банковских групп, холдингов;
— страховые компании;
— профучастники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, НПФ, управляющие компании инвестфондов, ПИФов и НПФ;
— госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации с долей государства от 25%;
— иные — которые представляют или раскрывают консолидированную отчетность.
ОЗО должны выбирать аудитора на открытом конкурсе не реже, чем раз в 5 лет.