Многие компании налогоплательщики думают, что проверка налоговиками факта рекламных расходов дело простое, т.к. якобы трудно доказать этот самый факт, но даже при наличии полного комплекта подтверждающих документов налогоплательщику ещё надо доказать реальность деятельности компании-исполнителя.
Согласно НК РФ (пп.28, п.1, ст. 264) в состав прочих расходов включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Помимо этого к расходам на рекламу относятся (п.4, ст. 264 НК РФ):
– расходы на рекламные мероприятия через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
– расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Отметим, что это не полный список, т.к. перечень является открытым и что еще может быть причислено к рекламным расходам регламентируется Письмом Минфина России от 01.10.2021 № 03‑03‑07/79764.
Рекламные расходы связанные с телевидением и радиовещанием поясняются в Письме Минфина России от 22.06.2012 № 03‑03‑06/2/71, где сказано, что при размещении рекламы в эфирных средствах массовой информации посредством привлечения услуг рекламного агентства документами, подтверждающими для целей налогообложения прибыли организаций факт оказания услуги по размещению рекламного материала, служат эфирные справки или иные документы, содержащие необходимые реквизиты (дату, время размещения рекламы, наименование теле-, радиоканала, вид рекламного материала и пр.), выданные непосредственно теле- или радиокомпанией.
Помимо договоров, счетов-фактур, графиков рекламных компаний, актов выполненных работ ИФНС может допросить сотрудников компании-исполнителя, подать на налогоплательщика в суд и по решению суда оштрафовать налогоплательщика на очень крупную сумму.
Сделаем вывод, что рекламные расходы обязательно должны быть реальными. В противном случае налогоплательщику не помогут любые даже идеально оформленные документы, из которых усматривается непосредственная связь расходов с деятельностью, направленной на получение доходов.