ФНС разъяснила, что если в течение 2023 года произошло изменение кадастровой стоимости участка по основаниям, указанным в ст. 16 Закона № 237-ФЗ (т.е. в связи с изменением характеристик земельного участка (в т.ч. категория земель, значение площади и описание местоположения границ, разрешенное использование), то порядок определения налоговой базы, установленный абзацем восьмым п. 1 ст. 391 НК РФ, применяется с учетом особенностей, предусмотренных абзацем первым п. 1.1 ст. 391 НК РФ (Письмо ФНС России от 14 августа 2024 г. № СД-4-21/9306@).
Так, если кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 г., превышает кадастровую стоимость участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 г., налоговая база в отношении земельного участка за 2023 год определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2022 г., до внесения в ЕГРН сведений, повлекших за собой изменение кадастровой стоимости такого земельного участка в течение 2023 года, то есть до начала применения особенностей определения налоговой базы в соответствии с абзацем первым п. 1.1 ст. 391 НК РФ. При этом применяется порядок исчисления земельного налога (авансового платежа) в соответствии с п. 7.1 ст. 396 НК РФ – с учетом коэффициента владения.
Позиция ФНС России поддержана Минфином России (письмо от 13 августа 2024 г. № 03-05-04-02/75887).